четверг, 17 мая 2007 г.

Лезть в бутылку

Вчера меня спросили, что означает выражение "лезть в бутылку". Пришлось узнать :)

Лезть в бутылку - очень сердиться, горячиться, выходить из себя. Выражение попало в просторечный обиход из воровского жаргона.

Происхождение остается неясным, но есть такое предположение: "бутылкой" прозвали старую тюрьму в Питере, которая по форме напоминает цилиндр.

8 комментариев:

Анонимный комментирует...

Вовсе не из воровского жаргона, а из анекдота. Джинны, как известно, томятся в бутылках. Если одного найти и выпустить, он, в знак благодарности, выполнит три желания. А если его обидеть, он говорит: "А пошел ты со своими одолжениями," и лезет обратно в бутылку. Лезть в бутылку значит не сердиться попусту, а сердиться таким образом, что хуже от этого только тебе.

bukvoed комментирует...

Прикольно! Буду знать :)

Анонимный комментирует...

Глупости про джина! правильно все было про тюрьму!

Анонимный комментирует...

Вообще то джинны живут в лампах.

Анонимный комментирует...

вообще-то джиннов не существует.

Анонимный комментирует...

ахах...дебилы хД

Анонимный комментирует...

Мне больше про джина нравится!

Анонимный комментирует...

А я вот еще такую версию слышала. Выражение «Не лезь в бутылку» ведет свое происхождение из Франции 15-го века. Французы, как известно, не только законодатели мод, но и большие любители и ценители вина. Так было всегда.
При дворе французских королей находились весьма обширные винные погреба. Устранить монарха посредством яда было проще простого, поэтому предпринимались предосторожности не только по отношению к подаваемым на королевский стол блюдам, но и к вину. При погребах существовали собаки, в шутку прозванные придворными «хвостатыми госконцами» (госконцы издавна пользовались во Франции репутацией выпивох и дебоширов). В основном это были гончие с хорошо проверенным чутьем. Перед тем, как по требованию короля или пировавших с ним вельмож отправить из погреба партию бутылок к застолью, служащий королевской «службы безопасности» подводил к ним гончую и давал понюхать пробку каждой из них. Собака была настолько хорошо натренирована, и чутье ее было настолько острым, что еще при закрытой пробкой бутылке она уже чувствовала содержащееся в вине инородное вещество. Поэтому, обнаружив непорядок, она начинала проявлять признаки беспокойства и пыталась грызть запечатанную сургучом пробку. Королевский служащий произносил при этом короткую команду: «Не лезь в бутылку!». Собака отходила в сторону, а королю в тайне сообщалось о происшедшем, после чего производилось тщательное дознание.
Вскоре слова «Не лезь в бутылку!» стали в ходу при королевском дворе. Так обращались к человеку, желая предостеречь его от совершения необдуманных поступков и неприятностей. Если король распалялся гневом на одного из своих фаворитов, нечаянно рассердившего его, то желая успокоить монарший гнев, ему говорили: «Он больше никогда не полезет в бутылку, Ваше Величество!». Только таким образом можно было заслужить прощение.